Тайное становится явным: табачная индустрия сделала своей целевой аудиторией подрастающее поколение
В этом году Всемирный день без табака (31 мая) призван привлечь внимание общественности к той опасности, которую табачная индустрия представляет для подростков и молодежи. Подзаголовок проводимой по этому случаю информационной кампании – "Если бы ваш товар убивал 8 миллионов человек в год, вы бы тоже привлекали молодых покупателей" – ясно описывает сложившуюся проблему: табачная индустрия активно манипулирует детьми и молодежью, чтобы втягивать их в потребление своей вредной для здоровья продукции.
Показатели употребления табака среди подростков и молодежи быстро увеличиваются во многих странах мира, причем в некоторых странах уровни употребления табака среди молодежи превышают аналогичные показатели среди взрослого населения. В Европейском регионе ВОЗ каждый седьмой мальчик и каждая восьмая девочка в возрасте 13–15 лет в той или иной форме употребляют табак, при этом в общей сложности 3,9 миллиона подростков являются потребителями табака.
Однако нынешние проблемы уже не связаны исключительно с использованием традиционных табачных изделий. Международное сообщество противников табака работает сразу в нескольких направлениях, которые выходят за рамки борьбы с употреблением традиционных сигарет. Теперь эта работа включает борьбу с использованием новых табачных изделий, таких как изделия из нагреваемого табака (ИНТ), а также электронные системы доставки никотина (ЭСДН) и электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином (ЭСДПН), которые известны под общим названием "электронные сигареты".
Электронные сигареты часто преподносятся как "менее опасная" и "бездымная" альтернатива традиционным сигаретам, тогда как в реальности выделяемые ими элементы обычно содержат токсичные вещества, которые наносят вред здоровью пользователей и лиц, которые сами не пользуются такими изделиями, но при этом подвергаются воздействию вторичных аэрозолей. Некоторые производители также предпочитают объединять информацию об электронных сигаретах и ИНТ, что сбивает с толку потенциальных пользователей, которым в результате бывает сложно отличить табачные изделия от нетабачных.
Эти рекламные стратегии, которые особенно эффективны при работе с детьми и подростками, обладают потенциалом для стимулирования долгосрочного употребления вызывающих привыкание и вредящих здоровью никотиновых изделий под предлогом того, что они являются более здоровой альтернативой обычным сигаретам, что, в свою очередь, приводит к формированию устойчивой никотиновой зависимости среди молодежи в глобальном масштабе. Защита молодежи от этой продукции – одна из неотложных задач для систем общественного здравоохранения, которая была выбрана в качестве главной темы Всемирного дня без табака 2020 г.
Iona Fitzpatrick, Arsenios Tselengidis и Tom Hird – научные работники в составе Группы по исследованиям в области борьбы против табака, созданной на базе Университета Бата, который является партнером по исследовательской деятельности в рамках глобальной инициативы по контролю за действиями табачной индустрии STOP (Stopping Tobacco Organizations and Products [Остановить табачные организации и изделия]).
"Табачные компании пользуются преимуществами, возникшими благодаря диверсификации их продукции вследствие появления ИНТ и ЭСДН, а также тем, что наше общество все в большей степени взаимодействует через электронную сеть, – рассказывает д-р Fitzpatrick. – Эти возможности используются для того, чтобы установить контакт с более широкой аудиторией и внедриться в повседневную жизнь потребителей, что, в свою очередь, повышает эффективность рекламы и усиливает ее воздействие на потребителя".
По данным инициативы STOP, ведущие табачные компании сейчас информируют своих инвесторов о том, что после появления на рынке ИНТ и ЭСДН показатели общего объема продаж и общего числа потребителей растут во многих странах мира. Это пугающая перспектива не только потому, что ИНТ и ЭСДН сами по себе наносят ущерб здоровью, но еще и потому, что эта ситуация в последующем может привести к росту употребления традиционных сигарет. После того как на протяжении десятилетий противники табака прилагали усилия к тому, чтобы донести до общества информацию о смертельной опасности табачных изделий, курение и связанная с табаком продукция могут вновь стать нормой.
Маркетинговые стратегии, нацеленные на подростков и молодежь
Во Всемирный день без табака мы надеемся пролить свет на некоторые бесчестные тактические приемы, применяемые табачной индустрией в наши дни, в частности с целью навязывания ИНТ и ЭСДН молодым потребителям.
Информация взята с сайта Всемирной организации здравохранения